
Директор Ducati Corse Луиджи Даллинья удивлён протестом, который Aprilia, Honda, Suzuki и KTM подали на Ducati по завершении гонки ГП Катара. Удивлён не столь фактом (все заводы предупреждали заранее), сколь доказательной базой.
В интервью GPOne Даллинья разбирает каждый аргумент протеста. По словам конструктора, конкурентам не хватает технических познаний, чтобы судить о работе лопатки-дефлектора под маятником Desmosedici 2019. Из-за этого дефлектор ошибочно приняли за крыло, создающее прижимную силу, хотя оно только охлаждает заднюю покрышку.
Среди прочего, Даллинья не согласен с позицией Массимо Ривола из Aprilia, который назвал “бессмыслицей” установку лопатки для охлаждения в прохладной гонке (в заезде асфальт остыл до 19° С). Если мотоцикл едет по холодному асфальту, это не значит, что и шины будут холодными.
Точку в споре поставит решение Апелляционного суда FIM. Всё станет ясно до ГП Аргентины. Директор Ducati Corse ждёт решения с уверенностью в своей правоте.
По этой жалобе высказались все, кроме вас, а вы – человек, которого это больше всех касается. Ваше мнение?
Вообще, я увидел, как много неквалифицированных людей говорит об этом вопросе. Даже на совещании, где надо было обсуждать протест, был только один техник – наш Фабиано Стерлаккини. Остальные в технике не очень, и к тому же плохо подготовились к разбору этого вопроса.
Например, я среди прочего услышал одну вещь, которая поставила в тупик – что в Катаре не обязательно охлаждать заднюю шину, потому что было холодно. Я уверен, по ТВ все увидели дым из-под “Сузуки” на разгоне из поворота 11. Катар – один из самых требовательных для задних шин, и у многих были проблемы. В общем, факт того, что говорили, будто мы просто оправдываемся, вероятно означает, что они не слишком понимают.
Другие производители говорили, вас предупреждали о вероятности этой жалобы. Тогда почему вы решили использовать эту лопатку, а не дождаться дальнейших уточнений?
Почему я должен ждать уточнений?
Я абсолютно убежден, что у меня законное решение для использования на байке. И зачем мои противники приходят ко мне и говорят, что я не должен его использовать? Бессмыслица.
Я убежден, это решение подпадает под регламент, потому что оно его полностью уважает, потому что нас одобрил технический директор (ТД) FIM. Он – единственный, кто может судить, правильная часть или нет. И потом, этот регламент – не я его хотел, а мои конкуренты, – так и говорит.
Подавшие жалобу заявляют, что добавление благодаря внутренним крылышкам может создавать аэродинамическую нагрузку. Что ответите?
То, что оно может создавать нагрузку – какое-то странное заявление. Регламент, или скорее руководство, выпущенное ТД, гласит, что можно использовать спойлер, который крепится к маятнику и используется для охлаждения шины, не даёт воде или мусору попадать на неё.
Важно, что назначение этой системы не в том, чтобы создавать аэродинамическую нагрузку. Повторюсь, назначение нашей системы – в охлаждении задней шины. Крылышки, которые у нас стоят, используются для повышения скорости воздуха в той области, но именно потому что коэффициент теплоотдачи зависит от скорости воздуха. Следовательно, мы создали систему, которая старается как можно сильнее охлаждать заднюю шину, и в этом задача этой системы.
Кто-то говорил, на байк не ставят детали без назначения. Он абсолютно прав, я с ним полностью согласен. Я никогда не поставлю на мой байк деталь, которая не позволит поднять его динамику. На самом деле, этой системой я повышаю динамику байка не потому что она создаёт прижимную силу, а потому что она охлаждает заднюю шину.
И повторюсь, во всех последних гонках управление задней шиной было ключом к выигрышу гонок. В Катаре тоже так было.
Демонстрируют ли это тесты, которые вы проводили в аэротрубе?
Нет-нет, всё гораздо проще. К тому же мы проводили испытания на треке – они гораздо правдоподобнее, – и у нас есть все данные с этих испытаний, которые показывают значительное уменьшение температуры задней шины. И они гарантируют, что задняя подвеска не сжимается. Относительно легко доказывается, что наша система делает то, что мы хотим – охлаждает заднюю шину.
Есть ли смысл в гипотезе, что это добавление может помогать устойчивости заднего колеса на торможении?
Скажем так, не эта задача была у нас на уме, когда мы продумывали эту систему. Я абсолютно спокоен, и с этой точки зрения не суечусь.
А если б были непредусмотренные последствия?
Регламент ясен. Руководство, выпущенное 2 марта, то есть за неделю до гонки, гласит, что систему можно использовать для охлаждения шины, отвода воды от задка… Но задача/назначение не должно создавать прижимную силу.
Побуду “адвокатом дьявола”. Не могла ли эта лопатка, пускай случайно, увеличивать нагрузку на заднюю шину при торможении?
Да ладно, не смешите меня. Мысль улучшить устойчивость торможения штукой, создающей нагрузку, просто нелепа.
Протестующие заявляют, что два добавления, прикрепленных по бокам переднего колеса, используются для направления и очищения воздушного потока в той области…
Вы думаете, в начале сезона, когда я еще могу приложить руки к обтекателю, я возьму и прикреплю крылышко к колесу, за которым “стена”, вместо того, чтобы сдвинуть его, не знаю, на 30-40 сантиметров и таким образом сделать его эффективнее в аспекте аэродинамики? Ведь я вам говорю, я мог легко это сделать, так как я еще не предоставил обтекатель для омологации.
С чего мне ставить крылышко, которое “соединяется” с задним колесом, в область, которая точно менее эффективна, где не такой чистый воздух? Я не улавливаю. То, что делают эти две вещи – это одно, но даже если и очищали бы, я бы поработал в более чистой области, конечно, чуть дальше от задней шины.
Можете рассказать, откуда взялась эта жалоба на Ducati?
Я могу сказать иначе: почему сейчас жалуются на “Дукати”, а на “Ямаху” в прошлом сезоне не жаловались? Вопрос тем, кого касается напрямую. И можно мне тогда ещё кое-что сказать? По какой причине протестуют, а не просят прояснений внутри [союза производителей] MSMA?
Я объясню, как всё было. Мы протестировали эту систему на катарских тестах и увидели, она даёт определённые результаты, как на бумаге. Мы получили тому подтверждение, так что попросили у ТД прояснений. Как только он увидел и оценил чертежи, он выпустил руководство, потому что мы сказали, нас вдохновило то, что сделала Yamaha, и мы хотели пролить на это свет выпуском руководства, куда включена наша система.
Кроме Yamaha, Олдриджа никто ни о чём не спрашивал. Еще в руководстве было кое-что по передку, что так себе для Yamaha, для воздуховодов у [тормозных] скоб, и они попросили это сделать крупнее. И они были единственными, кто о чём-то просил. Все остальные ничего не говорили до субботы Гран-При. Тогда они подошли ко мне и сказали, что будут протестовать, все четверо. Но выглядит ли такой образ действий честным, верным? Я так не думаю.
Как только Олдридж выпускает руководство, если я не согласен или нужно прояснение, я шлю э-мейл, и я еще прошу MSMA о срочной встрече, чтобы обсудить вопрос, найти решения. Никто этого не сделал.
Каковы ожидания от поданной апелляции?
Я не суечусь, и спокойно жду [слушания по] апелляции. Я убеждён, моё решение абсолютно законно, потому что иначе – так как я не считаю себя дураком, – я бы не стал забегать вперёд и ставить эту систему на байк.
Протестующие производители говорят, что продолжаемое развитие аэродинамики ведёт к росту затрат и предаёт дух регламента. Ваше мнение?
Мне кажется, это настоящий абсурд. На прошлогодних тестах Маркес признавал, что Honda привозила четыре разных байка, когда ему приходилось разбираться, какой дорогой идти. Вот настоящие затраты.
Это как про Honda говорили, когда она впервые внедрила у себя бесшовную КПП. Все остальные, вместо того что бы сосредоточиться на поиске похожего или даже лучшего решения, пошли в Федерацию, чтобы бесшовную КПП, которая стоит больших денег, запретили. Это неправильно.
Когда есть идея, когда у кого-то есть идея получше моей, я просто говорю им “молодцы” и пытаюсь понять, как мне сделать лучше, чем у них. Гоночный мир был таким всегда, с пор, как я его узнал.
Не чувствуете себя гонимым?
Сейчас каждый раз, когда “Дукати” делает что-то новое, пусть даже неправильное, каждый готов поднять руку и попросить изменить регламент. Я повторяю одну и ту же вещь: в прошлом году Yamaha хоть и сделала такую по иным причинам, никто и пальцем не пошевелил. Мне кажется, это странно.
Похоже, эта ситуация вас обескуражила…
Я думаю, следовало поступить иначе. Не протестуйте, если хотите изменить правила. Совещания проводятся в MSMA.
В регламенте есть какие-то руководства или формулировки, которые не работают?
Знаете, регламент так же прост, как на бумаге. Есть человек с правом решать, законно что-то или нет. Сейчас регламент написан так, что если человек вас одобрил, это законно.
У Дэнни Олдриджа есть технические навыки для одобрения всех устройств?
Послушайте, мы и с ним говорим, и с его персоналом, как все остальные. Честно, не могу сказать, что мы со всеми сторонами когда-либо не находили компромисса, когда обсуждали с Олдриджем. Жду, так будет и на этот раз тоже.
Наверное, сейчас я бы мог туда съездить и поговорить о некоторых регламентных вопросах, на которые могут жаловаться и жалуются наши конкуренты, но так я полностью подорву правила, которые они сами и установили, потому что, повторюсь, я не соглашался на создание подобного регламента.
Регламент должен быть гораздо детальнее и гораздо описательнее любых правил, но они сами за него голосовали, благоприятствовали регламенту такого типа. Это тоже положительно, потому что он очень простой. Потому что когда есть одобрение человека, значит вы правы, конечно.
Если суд FIM не удовлетворит [апелляцию] до ГП Аргентины, на Термас де Рио Ондо вы и дальше будете ставить лопатку?
Абсолютно. Я использую ту же конфигурацию, как в Катаре, потому что, повторю, считаю её законной. И моим конкурентам меня не запугать. Наоборот.
источник: motogp-news.ru